Потребителям – лицам, покупающим товары для бытовых и семейных нужд, не связанных с предпринимательством – предоставляются широкие права по обмену и возврату приобретенного товара. На страже их интересов стоит закон РФ «О защите прав потребителей» (далее также — ЗоЗПП).
Расскажем, на каком основании происходит возврат товара надлежащего качества – Закон «О защите прав потребителей» в 2021 году позволяет это сделать без обоснования причин. Но только не в отношении определенного перечня товаров, не подлежащих возврату и обмену в 2021 году.
Возврат товара надлежащего качества
Это право потребителя зафиксировала статья 25 закона «О защите прав потребителей» в 2021 году возврат товара надлежащего качества в магазин осуществляется в течение двух недель (14 календарных дней) с момента покупки. В этот срок включаются все выходные и праздники, срок начинает течь со следующего после покупки дня (день покупки в срок не включается).
Статья 25 закона «О защите прав потребителей» о возврате товара установила и причины такого действия – возврат возможен, если потребителя не устроили:
- форма товара;
- его размеры и габариты;
- фасон и размер одежды;
- комплектация;
- цвет.
По этим основаниям возможен возврат товара надлежащего качества в магазин в течении 14 дней. Закон в 2021 году позволяет это сделать только в случае, если невозможен обмен товара на аналогичный, но подходящий по перечисленным параметрам покупателю. Если аналогичный подходящий товар есть, то должен оформляться обмен, а не возврат. На практике эта процедура часто не соблюдается и фактически покупателю предоставлено безусловное право на возврат купленного в магазине товара без существенных недостатков.
Новые правила торговли с 2021 года – что нужно знать?
Правила обмена и возврата
Обмен или возврат по ст. 25 ЗоЗПП закон не связывает с наличием недостатков у продукции. При этом товар должен сохранить все свои свойства и средства идентификации в неприкосновенности, возвращать бывший в употреблении товар нельзя. В магазине также вправе потребовать кассовый и товарный чек, чтобы убедиться в том, какой именно продавец продал товар (возвращать нужно именно тому продавцу, у которого товар приобретен).
Законно ли штрафовать продавца за отсутствие маски у покупателя?
Какие товары нельзя вернуть в течение двух недель
Статья 25 ЗПП содержит отсылку к перечню товаров, на которые правила обмена и возврата при надлежащем качестве не распространяются. Его утверждает Правительство РФ отдельным нормативным актом.
Постановлением Правительства РФ №2463 от 31.12.2020г. утвержден новый перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату в 2021 году (в него включены новые позиции по сравнению с ранее действовавшим списком):
- лекарственные препараты и медицинские изделия для лечения и профилактики на дому, в эту группу входят также предметы санитарии и гигиены из любых материалов;
- парфюмерные и косметические товары;
- предметы, предназначенные для личной гигиены, сюда входят шиньоны, бигуди, парики, а также зубные щетки, заколки и расчески;
- товары, стоимость которых определяется за единицу длины, включая текстиль, то есть, это ткани из любых материалов и фурнитура, а также кабельная продукция, материалы для отделки помещений и т.д.;
- белье, чулки и носки;
- пестициды и химикаты, используемые в сельском хозяйстве;
- домашние животные и декоративные растения;
- мебель, используемая в быту;
- бытовая химия;
- посуда и кухонные принадлежности;
- упаковка пищевых продуктов;
- ювелирная продукция;
- конструктивно сложные товары для использования в быту, с гарантийным сроком не менее года (компьютеры, часы, телефоны и т.д.);
- автомобили;
- оружие, составные части и патроны к нему;
- книги.
Технически сложные товары – перечень 2021 года, утвержденный Правительством РФ
Право возврата любых товаров, купленных дистанционно
Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату в течение 14 дней, не применяется в случае покупки товара путем использования дистанционного способа. Это установлено в ст. 26.1 ЗоЗПП. То есть, в интернет-магазин можно вернуть товар без существенных недостатков, а точнее – любой качественный товар.
Срок отказа привязан к моменту передачи. До передачи товара потребитель вправе отказаться от него в любое время (следовательно, продавец обязан вернуть ему уплаченные за товар деньги). После получения продукта – в течение недели, семи дней. Здесь также указаны календарные дни, в соответствии с общим правилом ст. 192 ГК РФ.
Правила возврата некачественного товара
Правила возврата товара при обнаружении в нем недостатков установлены ст. 18 ЗоЗПП. Потребитель вправе вернуть товар, потребовать его замены, уменьшения стоимости или устранения недостатков при обнаружении любых недостатков в товаре. В отношении технически сложных товаров это правило не действует. В случае обнаружения в нем недостатков (любых, не обязательно существенных) покупатель вправе потребовать возврата, замены на аналогичный товар (с перерасчетом цены или без зависимости от марки) только в течение 15 календарных дней после поступления к нему продукции. По истечении этого срока возврат и замену можно осуществить только при обнаружении существенных недостатков.
Существенным в соответствии с преамбулой к ЗПП является фактически неустранимый недостаток. То есть, даже если он и может быть устранен, но только при несоразмерных вложениях средств. Существенным также признается недостаток, который появляется после его устранения или неоднократно. Признак в определенной степени оценочный.