В России постепенно вводится системы маркировка продукции, сначала в качестве эксперимента, затем в обязательном порядке для всех участников рынка. Государство в будущем намерено полностью исключить оборот немаркированной продукции.
Без штрихов уже нельзя продавать обувь, парфюмерию, фотооборудование, шины, шубы и некоторые другие виды одежды и белья. Маркировка табачной продукции в 2020 году для розницы и опта также обязательна. Продажа сигарет с 1 июля 2020 года осуществляется только при наличии маркировки.
Определение и цели
В соответствии с законодательством РФ, в частности, распоряжением Правительства РФ №791-р от 28.04.18г. маркировка представляет собой процесс нанесения уникального кода на экземпляр товара и его результат в виде штриха. По этой метке товар можно отследить от производителя до покупателя.
Цель введения маркировки — развитие легального бизнеса и повышения качества товара.
Преимущества для предпринимателей и организаций:
- сокращение числа выездных и камеральных налоговых проверок;
- прозрачная система отчетности;
- гарантия легальности и качества товара, снятие ответственности за ее недостатки с продавца;
- переход на электронный документооборот, упрощение отчетности;
- автоматизированный процесс приемки товара.
Правила маркировки табачной продукции изложены в Постановлении Правительства РФ №224 от 28.02.2019г.
Закон о запрете курения – можно ли курить на балконе своей квартиры?
Этапы введения маркировки
Маркировка вводится поэтапно. Сроки проведения маркировки табачной продукции в России, этапы:
- с 1 июля 2019 года были переведены на обязательную маркировку производители. То есть, выпуск пачки без штриха с этой даты запрещен. Приемка и передача партии товара стала осуществляться с применением электронного документооборота. Продавцы, принявшие для реализации маркированный товар, обязаны были пробивать код и сообщать о реализации товара в налоговую через оператора;
- с 1 июля 2020 года прекращается оборот немаркированных сигарет и папирос, включая транспортировку, изготовление и реализацию. Все участники рынка обязаны действовать по правилам, изложенным в Постановлении №224;
- с 1 июля 2021 года аналогичный запрет вводится и для альтернативной табачной продукции (сигар, сигарилл и т.д.)
Таким образом, продажа сигарет с 1 июля 2020 года в магазине и на складе (оптом и в розницу) осуществляется только при наличии специального кода, штриха.
Налогообложение
Тот факт, что запрещается немаркированная продажа сигарет с 1 июля 2020 года, налогообложение предприятий не затрагивает. Проблема в основном связана с ЕНВД.
Данный режим налогообложения вообще отменяется с 2021 года, до этого срока он разрешен только продавцам в розницу. Но ФЗ-325 также введены ограничения по его применению на оставшийся срок для розничной продажи маркированных товаров. Но только лекарственных средств, обуви и меховых изделий.
Таким образом, до 1 января 2021 компании, осуществляющие розничную продажу сигарет и табачной продукции могут применять ЕНВД. Но в случае обнаружения факта оптовой, нерозничной продажи, компания будет автоматически переведена на общую систему налогообложения.