Закон ФЗ-483 от 27.12.2019 «О внесении изменений в ст. 7 и 11 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и ст. 9.1 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» установил возможность возврата части страховой премии при погашении кредита в полном объеме. Также им устанавливается правило «периода охлаждения» для договоров страхования, заключенных в обеспечение исполнения договоров потребительского и ипотечного кредитования. Оно существовало и ранее, но было закреплено только в подзаконных актах.
Таким образом, в РФ законодательно вводится «период охлаждения» в страховании в 2020-2021 годах, закон начнет действовать с 1 сентября. Но поскольку правило уже установлено, воспользоваться им можно и раньше.
Расшифровка термина
Нужно оговориться, что «период охлаждения» — это наименование, принятое на практике. Именно такой термин не найти ни в одном нормативном акте. Поэтому нужно разобраться, что такое «период охлаждения» в договоре страхования, что имеют в виду, когда говорят о нем.
Фактически это конкретный срок, исчисляемый днями, в течение которого страхователь может отказаться от заключенного ранее договора страхования и вернуть полностью или частично страховую премию.
Впервые он был введен в 2016 году Указанием Банка России № 3854-У от 20.11.2015 для большинства видов добровольного страхования.
В этот перечень включены:
- страхование жизни;
- КАСКО, страхование транспортных средств и ответственности их владельцев;
- ДМС, добровольное медицинское страхование;
- страхование от несчастных случаев и заболеваний;
- страхование риска наступления гражданской ответственности;
- страхование имущества;
- страхование финансовых рисков.
С 2018 года Указанием Центробанка (он же Банк России или ЦБ РФ) № 4500-У от 21.08.2017 установлено, сколько длится «период охлаждения» в страховании — 14 дней, закон же, устанавливающий такой срок, до недавних пор принят не был. Фактически правило используется на практике с 2018 года.
Ипотечные каникулы – что это такое и как их получить в 2019-2020 годах
Особенности применения
В Указаниях ЦБ РФ содержатся правила применения «периода охлаждения»:
- возможность отказаться от исполнения договора страхования с правом на возврат страховой премии должна быть прописана в договоре (на практике чаще в правилах страхования, которые являются частью договора), в противном случае страховая организация (страховщик) нарушает нормы, установленные Центробанком, контролирующей для него организацией;
- срок «периода охлаждения» с 2018 года равен 14 календарным дням, этот срок также должен быть указан в договоре (правилах страхования);
- указанный срок начинает течь с момента заключения договора, срок уплаты страховой премии значения не имеет;
- правило применяется только в том случае, если в данный период действия договора не наступило событие, имеющее признаки страхового случая.
Напомним, что до 2018 года срок «периода охлаждения» составлял пять рабочих дней. Так как это правило зарекомендовало себя положительно с точки зрения соблюдения прав потребителя, оно было расширено.
Суть «периода охлаждения»
Правовое значение этого правила заключается в том, что расторжение договора страхования в «период охлаждения» допускается со стороны страхователя (гражданина) с возвратом уплаченной страховой премии.
Мотивы страхователя при этом не важны, это может быть отказ от навязанной услуги либо отказ по причине утраты заинтересованности в услуге.
Изменения в 2020-2021 годах
В последние дни 2019 года президент подписал закон, который выводит правила «периода охлаждения» на федеральный уровень законодательства. В законе № 483-ФЗ от 27.12.2019 содержится соответствующая норма.
Срок сохранен действующий — четырнадцать календарных дней (то есть ровно две недели). Правила отказа распространяются на договоры страхования, заключенные в целях обеспечения договоров потребительского кредита и ипотеки. Термин «период охлаждения» в федеральном законе не применяется.
Кроме того, ФЗ-483 содержит важные поправки, обязывающие страховщика информировать заемщика о содержании услуги, о возможности реализации права отказа от договора в течение четырнадцати дней.
Закон о возврате страховки по кредиту в 2020 году при досрочном погашении
Вопрос — ответ
Поясните, работает ли период охлаждения в страховании в 2021 году, по закону сколько дней предоставлено, чтобы отказаться от страховки?
Закон № 483-ФЗ от 27.12.2019 начал действовать с 1 сентября 2020 года, а до этого момента применяется подзаконный акт, который устанавливает продолжительность «периода охлаждения» сроком в 14 дней. Для страховой организации указание ЦБ РФ также является обязательным для исполнения. Таким образом, срок «периода охлаждения» в течение всего 2020 и 2021 года составляет 14 календарных дней.
Новый ФЗ-483 уже на уровне федерального законодательства закрепляет нормы о возможности отказа от договора страхования с возвратом страховой премии.
Сколько рабочих дней составляет сейчас «период охлаждения»?
С 2018 года срок этого периода определяется в календарных днях на основании специального Указания Центрального Банка РФ. Таким образом, число рабочих дней в каждом конкретном случае меняется, в зависимости от того, сколько входных выпадает на этот период, но на практике это большого значения не имеет.
В Гражданском кодексе РФ установлено, что срок истекает в последний день, согласно ст. 193 ГК РФ окончание срока в нерабочий день означает, что днем окончания срока фактически является ближайший рабочий день. При этом письменные обращения, сданные до 24 часов последнего дня срока в отделение связи (Почта России) считаются предоставленными вовремя.
Обязательное страхование жилья в 2019 году в России – последние новости о законе 320-ФЗ