4 августа 2019 года вступил в силу закон, призванный мотивировать граждан заключать договоры страхования. Это не новый закон об обязательном страховании жилья. В 2019 году и в ближайшие годы принятие такого законодательного акта не предвидится. Сейчас гражданин вправе решать самостоятельно, заключать ему договор со страховщиком или нет, а государство намерено сформировать дополнительные стимулы для распространения услуг по страхованию жилых помещений на случай чрезвычайных ситуаций. Это вызвано чередой крупных катастроф, произошедших за последнее время.
Таким образом, никакими нормативными актами не предусмотрено обязательное страхование жилья в 2019 году в России. Последние новости о введении «принудиловки» были связаны с первоначальным текстом законопроекта, в котором было установлено, что суммы страховых премий по договору страхования включаются в квитанцию об оплате коммунальных платежей. Но от реализации этой идеи было решено отказаться, по крайней мере, на федеральном уровне.
Общая характеристика
Наименование нормативного акта не столь громкое. Официально это не закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций в 2019 году, а Федеральный закон, предусматривающий внесение поправок в ряд законодательных актов. Официальное наименование документа: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В самом законе, в 4 статье, установлен порядок его вступления в силу, с 3 сентября 2018 года обрел полную юридическую силу только пункт 1 статьи 1, устанавливающий создание единой системы договоров страхования жилья. Вносятся изменения в следующие законы:
- О защите от ЧС (ФЗ-68);
- Об общих принципах организации органов госвласти в регионах РФ (ФЗ-184);
- и в основной закон о страховании «Об организации страхового дела в РФ» (Закон №4015-I).
Таким образом, с 4 августа страхование жилья от ЧС закон регулирует с учетом поправок, внесенных ФЗ-320, о которых подробнее будет рассказано ниже.
Содержание закона
В законе всего четыре статьи, ведь он только вносит поправки в уже существующие нормативные акты.
Основные изменения, предусмотренные ФЗ-320:
- наделение регионов правами по разработке программ оказания помощи при наступлении чрезвычайных ситуаций, с использованием, в том числе, механизма страхования жилья на добровольных началах;
- введение единой автоматизированной информационной системы, содержащей данные о заключаемых договорах страхования жилых помещений, произведенных выплатах и иных фактах, предусмотренных оператором (саморегулируемая организация). Цель: информационное обеспечение, в том числе, органов власти субъектов РФ при принятии решений об оказании помощи;
- введение обязательного механизма перестрахования обязательств страховых компаний по договорам страхования жилых помещений.
Положения региональных программ
Упомянутые программы субъектов РФ по оказанию помощи предусматривают:
- страхование жилых помещений собственниками;
- перечень иных лиц (арендаторы, наниматели и т.д.), которые также могут заключить договор со страховой компанией в качестве страхователей;
- права и обязанности страхователей;
- порядок возмещения ущерба;
- порядок предоставления жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайных ситуаций;
- перечень рисков, событий на случай наступления которых осуществляется страхование, в их числе обязательно должна присутствовать гибель имущества;
- порядок информирования граждан о разработке программы;
- срок действия договора (он не может быть менее года);
- размеры страховых сумм (в пределах которых будут осуществляться выплаты) и порядок их определения;
- порядок заключения и оплаты договора, направления предложений гражданам, порядок акцепта, то есть, подтверждения заключения договора. Разработка этой схемы очень важна. Например, в Москве все таки местные законодатели решили включать страховые суммы — суммы оплат по договору страхования в квитанции по квартплаты. Внесение платы по такой строке может уже считаться подтверждением заключения договора на условиях, указанных в региональной программе;
- порядок расчета и выплаты возмещений.
Федеральные органы исполнительной власти должны разработать методики создания программ, расчета страховых тарифов, определения максимальных сумм выплат и расчета ущерба.
Суть нововведений
Фактически федеральный центр делает главными в деле оказания помощи в случае наступления чрезвычайных ситуаций регионы РФ. При этом государство не отказывается от оказания помощи из бюджета РФ, однако большая часть обязательств перекладывается на субъекты РФ. Также создаются механизм более активного привлечения средств страховщиков, то есть коммерческих лиц.
Поэтому ФЗ-320 уже получил неофициальное название «закон о добровольном региональном страховании жилья 2019 года», так как большие полномочия предоставлены именно местными органам власти.
Итак, с 4 августа 2019 обязательное страхование жилья нормативными актами не введено, вопреки распространившимся в Интернете слухам. По-прежнему заключается договор только по желанию страхователя. Однако теперь государством предусмотрены дополнительные гарантии для участников региональных программ, призванные создать максимально выгодные условия для граждан — страхователей. Чтобы подробнее узнать о программах, предлагаемых в конкретных регионах, необходимо обратиться к местным нормативным актам субъектов Российской Федерации.