С 2020 года должна заработать государственная программа «Развитие рынка газомоторного топлива», предполагающая выдачу субсидий на перевод автомобилей на более рациональное газовое топливо.
У самой программы есть преимущества и недостатки. Пока не до конца ясно, как будет выплачиваться субсидия на перевод автомобиля на газ. Как получить в 2020-2021 годах деньги, пока неизвестно. Субсидия не является прямой формой финансирования, она предполагает разработку соответствующего административного регламента.
Суть программы
Смысл субсидирования состоит в том, что сервис осуществляет переоборудование транспортного средства, которое государство оплатит практически полностью. В программе также участвует компания «Газпром», которая заинтересована в массовом переходе автомобильной отрасли на газ.
Существенные моменты действия программы субсидирования:
- для начала ее применения субъекты РФ должны разработать Правила ее осуществления и отбора участвующих в ней сервисов;
- к автосервисам предъявляются требования, хотя и минимальные, но необходимо наличие определенной базы для качественного выполнения работ;
- сначала осуществляются работы, затем они компенсируются с учетом размера ежегодного финансирования субъектов;
- автовладельцы должны перед производством работ и после пройти ряд процедур: провести экспертизу по возможности переоборудования ТС, получение разрешения ГИБДД, прохождение внепланового техосмотра, внесение изменений в ПТС;
- субсидия предусмотрена только для граждан и малого бизнеса, использующих машины в коммерческих и личных целях.
Последние новости
На основании решения Правительства получить субсидию на перевод автомобиля на газомоторное топливо можно в размере не 30%, а 60%. Соответствующий документ подписан Михаилом Мишустиным в конце июня 2020 года, изменения внесены в одно из приложений программы. Еще 30% будет компенсировать сервисам компания Газпром.
Преимущества и недостатки
Прежде всего, у субсидии есть условия. Государство согласилось финансировать далеко не любой переход на альтернативное автомобильное топливо. То есть, программа имеет ограничения.
Есть требования к автомобилям, они не должны быть старше 10 лет, есть требования к газу: это не может быть пропан, сжиженный газ, только метан. При этом в России гораздо большее распространение имеют как раз пропан и сжиженный газ.
Поэтому можно выделить следующие недостатки программы:
- наличие большого количества условий для участия в программе;
- дорогостоящая и длительная процедура даже при наличии субсидий. Потребуются расходы финансовых средств и времени на получение дополнительных согласований;
- заправочная инфраструктура не развита, в России насчитывается всего около 400 газовых заправок на всю страну;
- количество лабораторий, осуществляющих техосмотр и регистрацию переоборудование, также невелико. Их всего 20;
- получение разрешения на переоборудования также связано со значительными бюрократическими сложностями;
- передача части полномочий в регионы создает условия для злоупотреблений и затягивания старта программы. К тому же, размер финансирования субъектов РФ ограничен, что всегда надо будет принимать во внимание автосервисам.
Преимущества у процедуры также есть, но скорее, это задел на будущее. Газ более экономичный вид топлива, он стоит дешевле, чем бензин. К тому же он меньше влияет на экологию, позволяет увеличивать ресурс топлива.
Таким образом, пока программа выглядит достаточно тяжеловесной и ограниченной. Возможно, условия ее будут пересмотрены в более выгодную сторону для собственников транспортных средств уже в этом году. Скорее всего, увеличение субсидий только первый шаг в процессе демократизации процедуры.
В формате вопрос-ответ
Как получить субсидию на перевод автомобиля на газ в 2020-2021 годах на расчетный счет?
Автовладельцам денежные средства не выдаются, из бюджета компенсируются затраты сервисов и не в полном объеме (сейчас 90%). То есть, собственнику авто надо будет дополнительно оплатить 10% расходов на переоборудование транспортного средства.
Можно ли оплатить перевод автомобиля на газ в Москве за счет государственных средств?
На 2020 год Москва и Московская область не участвуют в программе, субсидию можно оформить в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Какие регионы участвуют в программе субсидирования?
За счет государства в настоящий момент теоретически можно перевести автомобиль с бензина на газ в следующих регионах:
- республики: Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртская, Чувашия;
- края: Краснодарский, Пермский, Ставропольский;
- области: Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Сахалинская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская;
- город федерального значения Санкт-Петербург.
Выбор этих регионов продиктован объективными причинами, в них есть развитая сеть заправочных станций.
При этом на настоящий момент только в пяти субъектах РФ приняты местные законодательные акты о порядке выдаче субсидий: в Белгородской, Воронежской, Курской, Нижегородской и Челябинской областях. То есть, фактически программа сейчас работает только там.