На форумах и даже специализированных автомобильных сайтах появилась информация про запрет багажника на крыше автомобиля в 2020-2021 годах. Новые правила якобы введены поправками к Техническому регламенту и начали действовать с 1 июля, они не допускают несанкционированное внесение изменений в конструкцию авто под угрозой штрафа. Однако это не соответствует действительности.
Штраф за багажник на крыше автомобиля с 1 июля 2020 году не был введен, требование о конструктивной неприкосновенности машины действует давно, под запретом все «кустарные» багажники, как потенциально опасные. Подробнее читайте далее в статье.
Законодательное регулирование
Обязанности водителей по содержанию автомобилей прямо и опосредовано установлены в следующих основных нормативных актах:
- Закон «О безопасности дорожного движения» №196 от 10.12.1995г., это главный свод правил для водителя, в нем есть как общие положения, так и вполне конкретные. Например, по обязательности установки тахографов на ряде транспортных средств;
- Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993г. с приложениями, в частности, по допуску ТС к эксплуатации. Здесь перечислены неисправности, с которыми ТС не допускается к движению;
- Технический регламент Таможенного союза, действующий с 2015 года, с ГОСТами к нему. В том числе к нему идет Приложение №9, в котором перечислены все возможные конструктивные изменения автомобиля.
Закон о багажниках на крыше автомобиля в 2020 году отдельно не менялся. В соответствии с п. 7.18 Приложения к ПДД запрещается эксплуатация автомобилей с конструктивными изменениями, не зарегистрированными в ГИБДД.
Как получить субсидию на перевод автомобиля на газомоторное топливо в 2020-2021 годах?
Технический регламент в 2020 году
Сам Техрегламент в 2020 году остался прежним. Изменения в него последний раз вносились в 2018 году и планируется целый блок поправок планируется в 2020 году.
Что касается поправок с 1 июля относительно недопустимости изменений в конструкцию транспортного средства, которые теперь якобы придется фиксировать в специализированных лабораториях, чтобы их зарегистрировали в ГИБДД, то эта поправка идет к ГОСТ Техрегламента и относится к праворульным автомобилям, единично ввозимым в РФ. Именно для них усложняется процедура проверки и получения документации, включая сертификат технического соответствия.
Закон о тонировке в 2020 году – штраф могут увеличить в 2 раза
Запрещен ли багажник на крыше
Информация о возможности наказания за установку багажника на крышу как за нарушение конструктивной целостности также не верна. Следуя логике техрегламента багажник является грузом, съемным элементом, а не частью конструкции. Поэтому и регистрировать его не нужно. Однако разрешение на багажник на крышу автомобиля не требуется, только если это съемный багажник, имеющий сертификат, установленный в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя на специально предназначенном для этого заводском крепеже.
Если же багажник кустарный и приварен к автомобилю, он уже становится частью транспортного средства, меняет его конструкцию, утвержденную в документации. Поэтому такое изменение вполне логично нужно регистрировать в ГИБДД, чтобы проверить прочность и безопасность для других участников дорожного движения. Эти правила применяются сотрудниками Госавтоинспекции уже давно, никакие новые Правила ГИБДД относительно багажников в 2020 году не введены, возможность административного наказания за самодельный багажник обсуждается периодически.
Таким образом, сотрудники ГИБДД должны решать, можно или нет использовать багажник на крыше на основании этих норм. И если сертифицированная конструкция установлена правильно в соответствии с инструкцией, вопросов возникнуть не должно.
Какая допускается конструкция багажника
Чтобы убедиться в правильности установки багажника необходимо проверить следующее:
- верх автомобиля должен быть снабжен штатными крепежами, которые установлены на заводе-изготовителе;
- к самой грузовой конструкции также предъявляются требования. На нее должен быть сертификат, подтверждающий, что оборудование безопасно и произведено на заводе, а не собственными силами владельца транспортного средства (обычно наклейка с сертификацией).
Как правило, кустарные багажники легко определить визуально, а на всех современных машинах изготовителями предусмотрена размещение специальных крепежей. В качестве последних сейчас используются рейлинги и ригели, продольные и поперечные дуги.
Административная ответственность
Как наказывается самовольная или неправильная установка багажника, указано в КоАП РФ. ПДД устанавливается только перечень неисправностей, с которыми эксплуатация ТС запрещается, а санкции указаны в Кодексе об административных правонарушениях.
В данном случае применяется ст. 12.5. В части первой как раз содержится ссылка на Основные положения по допуску и их нарушение наказывается штрафом в размере 500 рублей. При этом у сотрудника ГИБДД есть право ограничиться только предупреждением водителю.
Безопасность самодельного, кустарного багажника вряд ли удастся подтвердить в какой-либо лаборатории или экспертной организации, поэтому таких усовершенствований ТС лучше избегать вообще.
Таким образом, никакие новые правила в 2020 году не вводились, изменения к ГОСТ Техрегламента, вступившие в законную силу с 1 июля, касаются только автомобилей с правым рулем. Что касается багажников, то они не запрещены, если являются съемными и сертифицированными, установлены по инструкции.