В качестве средства предотвращения распространения пандемии коронавируса в России школьников досрочно отправили на каникулы, а в некоторых регионах в обязательном порядке введено дистанционное обучение. В 2020 году из-за коронавируса перешли на «удаленное» обучение не только школы, но и вузы.
В статье рассмотрим основные моменты организации дистанционного обучения в теории и на практике, а также последние новости о введении ограничительных мер в образовательных организациях в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-2019.
Законодательство о «карантине» в образовательной системе при коронавирусе
14 марта 2020 года Министерство просвещения РФ опубликовало обращение к региональным властям, где рекомендовало действовать по обстановке и при необходимости переходить на режим дистанционного обучения. В этот же день мэр Москвы своим указом ввел в столице режим свободного посещения школ. Это означает, что учебные заведения продолжают работать по обычному графику, а родители и законные представители принимают решение, будет ли их ребенок посещать школу или учиться удаленно.
Таким образом было введено преимущественно дистанционное обучение в школах Москвы. В 2020 году из-за коронавируса на него перешли все столичные школы. Решение о введении свободного посещения затем было введено в многих регионах, но не во всех. Так, губернатор Калужской области идею о карантине не поддержал. При этом термин «карантин» на этот раз не используется, так как в массовом сознании он ассоциируется с полным закрытием школ. Между тем, согласно ст. 31 ФЗ-52 от 30.03.1999г. карантином являются любые ограничительные меры.
Также 14 марта был подписан приказ министерства образования о дистанционном обучении в 2020 году в ВУЗах. В тексте данного нормативного акта рекомендуется перейти на обучение студентов в формах, не предполагающих непосредственное посещение учебных заведений. В частности, с применением дистанционных технологий.
Свободное посещение школы с 16 марта 2020 года – что делать ученикам и их родителям?
Что такое дистанционное обучение в школе и как оно проводится?
На дистанционное обучение в школах можно было перейти и раньше – это законное право обучающихся. Отдельный закон о дистанционном обучении в 2020 году не принят. Возможность «удаленного» освоения образовательных программ предусмотрена ст. 16 ФЗ «Об образовании». В ст. 34 этого закона указано, что обучающиеся по индивидуальным графикам и программам могут сдать экзамены и получить аттестат в образовательных организациях бесплатно.
Во время карантина по коронавирусу рекомендовано использовать дистанционные образовательные технологии.
Дистанционное обучение проводится без традиционного непосредственного общения учителя и ученика. Все обучение осуществляется через интернет, удаленно, вне школы. При этом школа и учителя продолжают контролировать освоение программы, осуществлять подбор курсов с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Сколько дней можно не ходить в школу и садик без справки в 2020 году?
Правила дистанционного обучения
Эти правила организации процесса указаны в Порядке применения дистанционных технологий обучения, утвержденном приказом Минобрнауки РФ №816 от 23.08.2017г. Основные принципы такого обучения также указаны в Порядке:
- местом осуществления образовательной деятельности является место образовательной организации вне зависимости от места нахождения обучающегося;
- уровень подготовки специалистов обеспечивается школой;
- школа самостоятельно определяет порядок оказания учебно-педагогической помощи при дистанционном обучении;
- школа создает условия для функционирования дистанционной системы и проводит идентификацию обучающегося;
- личное взаимодействие учащегося и учителя не обязательно, уроки могут проводиться онлайн.
Перевод на дистанционное обучение во время карантина по коронавирусу в 2020 году был осуществлен на основании распорядительных актов, в дальнейшем переход на такую систему получения знаний возможен по письменному заявлению родителя или иного законного представителя. Порядок перехода может быть отдельно утвержден в Уставе школы.
Система дистанционного обучения на практике
Собственные цифровые системы разработаны во многих субъектах Российской Федерации. Например, в столице есть «Московская электронная школа». Все российские школы имеют доступ к платформе «Российская электронная школа». Эта платформа создана в рамках реализации национального проекта «Образование».
«Российская электронная школа» позволяет получать знания по государственной программе по всем школьным предметам как в классе, так и в домашних условиях. Основное содержание платформы видеоуроки и проверочные задания в виде тестов. Кроме того, имеются виртуальные лаборатории (с возможностью использования цифровых пробирок и реактивов), музеи, библиотеки и даже театры.
Доступ осуществляется после регистрации на основании ввода пароля. Процесс регистрации достаточно простой. Платформа предусматривает возможность создания личного кабинета, где сохраняется необходимая информация по обучению, включая понравившиеся уроки, данные тестов и т.д.
Преимущества и недостатки
Плюсы и минусы такого образования достаточно очевидны.
Преимущества дистанционного обучения:
- удаленный доступ возможен из любой точки мира;
- гибкий график обучения;
- быстрая проверка знаний, возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний;
- снижение значения социального статуса окружения обучающегося.
Недостатки:
- меньший контроль со стороны образовательного учреждения;
- отсутствие реальных практических занятий;
- отсутствие реального взаимодействия, реального опыта;
- для занятий необходимо приобрести оборудование: компьютер, обеспечить доступ в интернет;
- усвоение знаний проверяется поверхностно;
- у обучающегося отсутствует практика речевого общения.
В настоящее время очевидным плюсом дистанционного обучения является необязательность непосредственного посещения школы, которая является местом массового скопления людей.