Электросамокаты – это вид индивидуальных электронных устройств передвижения, получивший большое распространение в последние годы. Они могут развивать большую скорость и поэтому представляют определенную опасность. За последнее время произошло несколько резонансных случаев причинения ими вреда, в 2020 году в результате столкновений с электросамокатами погибло 6 человек. Однако нормы ПДД к электросамокатам применять нельзя из-за пробелов в законодательстве.
Поэтому и планируется разработать специальные ПДД для электросамокатов в 2022 году в России. В ближайшее время внесут поправки в Правила дорожного движения, касающиеся индивидуальных средств передвижения на электротяге (помимо электросамокатов это также моноколеса, электроскейты, сегвеи, гироскутеры и т. п.).
В чем состоит проблема с электросамокатами
Дело в том, что согласно действующей редакции ПДД все вышеперечисленные средства на электротяге не отнесены к транспортным средствам, а передвигающиеся на них люди не выделены в отдельную группу участников дорожного движения. Они фактически приравнены к пешеходам, так как к последним по ПДД относятся и люди на коньках, роликах, самокатах и т.д.
При этом, электросамокаты и остальные подобные устройства гораздо мощнее и способны причинить значительный вред. Но, так как в ПДД они отдельно не упомянуты, на них они не распространяются. То есть, не нужно получать специальные разрешения для управления, соблюдать ПДД, происшествия с участием электросамоката не являются ДТП. То есть, столкновение электросамоката с человеком будет считаться столкновением двух пешеходов. Даже правило о трезвости «водителям» соблюдать не нужно.
Поэтому законодатели заговорили о том, что необходим закон о ПДД для электросамокатов.
Инициативы законодателей
Пока правила устанавливаются только на региональном уровне в результате договоренностей властей с кикшеринговыми (прокатными) компаниями. Так, в СПб удалось установить лимит скорости в 15 км в час, в Москве сейчас действуют ограничения в 25 км в час, но предлагается его снизить до питерского уровня в некоторых зонах. Об этом 5 июня заявил заммера столицы максим Ликсутов.
«Во-первых, при использовании самоката на дороге он должен находиться в зоне регулирования государственной автоинспекции. Во-вторых, максимальная скорость будет ограничена 25 км в час, что объясняется радиусом колес и тем, что человек на самокате не носит средств защиты. В-третьих, если транспортное средство едет в тех местах, где гуляют пешеходы, то его скорость не может превышать скорость ходьбы. Кроме того, появятся зоны со сниженной скоростью», – заявил Ликсутов.
В апреле 2021 года Общественная палата РФ уже говорила о необходимости поправок в ПДД. Говорилось даже о том, что готов их текст. ОП РФ предлагала ввести специальный термин «средство индивидуальной мобильности», сокращенно СИД, приравнять СИД к транспортным средствам, а их пользователей считать водителями.
Необходимость разработки такого документа, как правила дорожного движения для электросамокатов в 2021-2022 годах, подтвердил также лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.
Какие поправки предполагаются
20 мая глава ОП РФ заявил, что работу над поправками нужно ускорить. Он сказал, что изменения решат все вопросы с новым проблемным видом транспорта.
Поправки включают следующие положения:
- все виды транспорта будут разделены на ТС без мотора и ТС с мотором;
- все ТС с моторами подпадут под правила, установленные для мопедов, ТС без мотора будут приравнены по правовому статусу к велосипедам;
- соответственно, для управления моторными транспортными средствами понадобится получать водительские удостоверения;
- также будут введены отдельные ограничения по возрасту для управления велосипедами.
Собственные правила ПДД для электросамокатов в 2022 году разработаны не будут. Поправки предполагаются в действующие Правила.