В июле 2019 года в Государственную Думу был внесён законопроект о чистоте пива. По задумке автора, новый закон позволит по достоинству оценить этот древний напиток, повысит его качество и защитит граждан от суррогатных подделок. Появился такой законопроект тоже не просто так – Государственная Дума уже приняла в первом чтении поправки в законодательство, разрешающие рекламу пива. На сегодня подобная реклама под запретом, поэтому производители пива пропагандируют только безалкогольные варианты этого напитка.
Расскажем, как может измениться продажа пива в 2019-2020 году, новые правила какие планируют ввести депутаты.
Действующие нормы и правила продажи пива
На сегодня продажа пива (все правила и ограничения в 2019 году) регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Продажа пива, так же как и других алкогольных напитков, запрещена в:
- образовательных учреждениях;
- в медицинских организациях;
- в учреждениях культуры;
- на рынках;
- на спортивных объектах;
- в общественном транспорте;
- на военных объектах;
- на вокзалах;
- в аэропортах;
- в местах массового скопления людей;
- дистанционным способом.
Пиво, как и другие алкогольные напитки в стране, могут приобретать только совершеннолетние лица. Действует и ограничение по времени продажи таких напитков. На федеральном уровне – с 23 часов до 8 часов утра. Однако каждый регион может увеличивать этот промежуток времени. В том числе и устанавливать дни, в которые приобрести алкогольные напитки в розницу в регионе невозможно на протяжении всего времени суток.
Продавать пиво в розницу могут не только юридические лица, но и ИП. Такое исключение сделано для следующих напитков (основной критерий – содержание этилового спирта не должно превышать 6%, т.е., например, продажа безалкогольного пива разрешена без подобных ограничений):
- пиво;
- медовуха;
- сидр;
- пуаре;
- пивные напитки.
Даже реализация слабоалкогольных напитков строго контролируется государственными структурами. С 2005 года существует система ЕГАИС. Продавцы алкоголя обязаны отчитываться в ней о продаже каждый бутылки спиртного. С 2016 года использование системы ЕГАИС стало обязательным для индивидуальных предпринимателей, даже если это только продажа пива. В 2019 году новые правила для ИП всё ещё продолжают действовать. Предпринимателю необходимо сдавать отчёт о продаже слабоалкогольных напитков в единую систему. Если осуществляется продажа пива без ЕГАИС, штраф для ИП составит от 10 000 рублей до 15 000 рублей (статья 14.19 КоАП РФ). При этом возможна конфискация всей алкогольной продукции.
Время продажи алкоголя в Москве – когда можно купить спиртное?
Последние изменения в России
С января 2019 года Государственная Дума решает вопрос (законопроект № 606539-7, принят в первом чтении): будет разрешена реклама пива или нет. Планируется, что подобная реклама может транслироваться во время спортивных телепередач.
Закон о рекламе пива может быть дополнен законом о чистоте пива. С такой инициативой выступил депутат Государственной Думы С.В. Иванов. По мнению автора законопроекта, на российском рынке качество пива остаётся на очень низком уровне. Поэтому реклама таких напитков недопустима. Соответственно, нужен закон о чистоте пива, которая определяется его составом. Согласно новому нормативному акту пивом будет назваться напиток, состоящий из следующих ингредиентов, гарантирующий чистоту пива:
- солод;
- хмель;
- вода;
- пивные дрожжи.
Наличие любых других компонентов не допускается. Новый закон о пиве в 2019 году (последние изменения – внесён на рассмотрение в Государственную Думу) вводит понятия: живое пиво и мёртвое пиво. Живым пивом будут называть напиток, не прошедший пастеризацию. Мертвым – пастеризованный напиток. При этом соответствующая маркировка должна присутствовать на этикетке.
Закон о продаже алкоголя с 21 года в России – когда вступит в силу?
Что говорит закон о крафтовом пиве?
Именно по причине низкого качества бутылочного пива в последнее время много говорят о крафтовом пиве (напитке, сваренном по классической технологии, без добавления спирта и консервантов). Именно такой напиток в умеренном количестве не сказывается негативно на здоровье человека. К такому качеству пива, производимого в России, и предлагает стремиться автор законопроекта.
Новый закон о продаже пива установит и понятие «пивного суррогата». Такое название планируется установить, если пиво изготавливается с дополнительными компонентами, кроме разрешенных.
Соответственно, градация пивных напитков позволит рекламировать только натуральный продукт, который не нанесёт вред здоровью граждан.
Новый закон, в случае его принятия, не потребует никаких трат из государственного бюджета. Однако, скорее всего, может сильно отразиться на производителях пива, в том числе и на крупных предприятиях. В любом случае, от производителей потребуются затраты на маркировку бутылок и другой тары. Основной вопрос заключается в том, что не все потребители будут готовы приобретать напиток с маркировкой «суррогат» (даже если он будет изменен на нейтральное название, например, пивной напиток). Т.е. заводам необходимо будет работать над внесением изменений в технологический процесс, а это требует дополнительных материальных вложений (соответственно, вырастет стоимость конечного продукта).
Со стороны населения при наличии маркировки на слабоалкогольных напитках, возрастёт спрос именно на настоящее пиво. А это приведёт к росту цен на него.